Очень важно выбирать
благонадежных и опытных партнеров,
но прежде чем доверять- нужно проверить.

Проверка деловой репутации контрагентов

Проверка деловой репутации контрагентов

Очень важно выбирать
благонадежных и опытных партнеров,
но прежде чем доверять- нужно проверить.

Осуществление проверки контрагентов выполняет две основные цели:

обеспечение налоговой безопасности (того, что расходы и входной НДС по сделке вы сможете принять для целей исчисления налогов);

обеспечение экономической безопасности (того, что, осуществив исполнение по сделке первым, вы сможете добиться встречного исполнения или возврата осуществленного, а именно сможете получить оплату за товар или услугу, вернуть аванс, взыскать убытки, получить исполнение по гарантии и т. д.).

Налоговая безопасность

Для большинства приоритет целей поставлен именно в приведенной последовательности. И многие подходят к нему по формальному признаку, то есть просто собирают пачки документов. Для целей налоговой безопасности это, может быть, и оправданно, но не панацея.

Сами по себе документы не гарантируют ничего, но в их отсутствие будет просто не с чем идти в суд, чтобы попытаться отстоять исчисление налогов таким образом, как оно было произведено.

Примечательно, что доначисления по делу на 43 млн руб. оставлены в силе Верховным судом. Таким образом, налогоплательщик использовал все предоставленные законом механизмы для судебной защиты и не смог отстоять свою позицию. Указанный судебный акт можно назвать ключевым — на уровне Верховного суда сформулирована позиция: какой бы у вас ни был пакет документов, исключительно по документам суд не выиграть.

Для большинства организаций доначисления, которые осуществляются на сегодняшний день, критичны. Организация уходит в банкротство, а руководитель, скорее всего, будет привлечен к субсидиарной ответственности и ответит всем имуществом. Более того, объем доначислений оставляет открытым вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

Лазейка по ст. 76.1 УК РФ — это право далеко не для всех. У большинства нет реальной финансовой возможности исполнить требования, установленные указанной нормой закона. Что бы ни говорили с экранов телевизоров об ослаблении администрирования бизнеса, статистика применения положений ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организаций» УК РФ показывает обратное. На сегодня реанимируются дела и взыскиваются потери бюджета по уголовным делам, по которым когда-то было прекращено уголовное преследование за истечением сроков давности. Об этом же говорят и тенденции нормотворчества, один только 448-ФЗ получил народное название «контрольный удар по бизнесу».

Экономическая безопасность

Для целей сбора долгов формальный подход тоже не дает преимуществ. Еще можно понять ситуацию, когда контрагента не проверяли и искренне удивляются последствиям. До первого обмана люди склонны верить. На сегодняшний день наметилась неприятная тенденция бездумного сбора всего, что только можно придумать и даже чего нельзя. Каждый раз не могу сдержать грустную улыбку, когда клиент вываливает гору бумаг и спрашивает: «Как же так? Почему решение суда неисполнимо и денег не получить, ведь у нас регламенты, вот бумаги, мы проверяем контрагентов». Да, бумагами вы обкладываться научились, но вы в них смотрели? Вот один из недавних примеров. Клиент собрал все. Он даже проверил, когда зарегистрирован сайт контрагента. Для тех, кто не знает, подсказываем, что сделать это можно здесь: https://nic.ru. Если домен зарегистрирован недавно, а компания утверждает, что работает давно, то это повод задуматься о надежности партнера, и на это обращают внимание. А вот на обратную ситуацию почему-то нет. В данном случае домен был на несколько лет старше компании. И если бы внимательно посмотрели на справку, сформированную автоматически системой «Контур-фокус», распечатанную и имеющуюся в ворохе бумаг, то можно было бы увидеть, что раз в 2–3 года собственники начинают бизнес «с нуля». Аргумент «все так работают, ведь первые три года не проверяют», конечно, принимается, но это повод посмотреть поглубже:

— Вы видели, что в балансе нет основных средств – он ведь вами же принесен? Видели объем кредиторской задолженности? Видели сумму займа? Вы директора видели, прежде чем отгружать товар на 2 млн с отсрочкой?

— Нет, зачем? Вот копия его паспорта, вот сайт, вот договор аренды на юридический адрес.

— Вы по телефону хоть разговаривали с кем-нибудь? Какой-либо телефон, контактное лицо у вас есть?

— Нет, была заявка с сайта, документы курьер привез, по нему мы данные тоже не сохранили. Но как же так, вот отзывы его контрагентов, вот публикации в Сети… Да, мы не говорили, не обзванивали.

— Уже предвидите вопросы? Уже понимаете, что единственный шанс что-то взыскать реализуем только в рамках банкнотного дела, а это минимум 2,5 года работы, которую бесплатно никто делать не будет, и гарантий, как бы ни хотелось, не дадут. Ведь сначала придется получить судебный акт на основную сумму долга. Если должник не будет ничего делать, то это от 3 месяцев. Если будет, то от 6 месяцев до… очень долго и не факт. Так как не было частичных оплат, ваш должник может просто отказаться от факта получения товара. Груз вы отдали кому-то по доверенности. То, что она есть, дает некий шанс попытаться найти указанное в нем лицо, если они откажутся от договора и выиграют арбитраж при проверке заявления о хищении. Но не факт, что это лицо существует. Затем придется подать заявление о банкротстве. В рамках банкротного дела, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности, тоже поработать надо, и совсем не факт, особенно если с той стороны будет грамотная линия защиты. Затем взыскание уже с этого физического лица (как правило, последнего директора). В ряде случаев придется банкротить и его, чтобы оспорить заключенные им сделки по выводу имущества.

Такой случай отнюдь не редкость в нашей практике. Более того, это скорее норма, чем исключение. Организации сначала «завешивают» дебиторскую задолженность, потом «мужественно» ее собирают. И хорошо, если понятно, с кого собирают (если делают это), но чаще сами уходят в банкротство, ведь деньги из ниоткуда не возникают, и чаще всего сами кому-то должны и рассчитывали заплатить с выручки.

Зачем еще проверять и как при этом сэкономить, читайте также в статье «Как проверить контрагента на благонадежность».

Доначислений налогов и большей части проблем при взыскании долгов можно было избежать, если бы нормально проверили контрагента. Мы проверяем от пяти компаний каждый день. Мы в силу опыта знаем, что надо смотреть:

1.

на стадии начала исполнения сделки — наш опыт поможет избежать ситуаций «завешивания» дебиторской задолженности;

2.

на стадии принятия решения о взыскании сможем трезво оценить, что будет итогом: судебный акт или его реальное исполнение.

3.

на стадии сопровождения банкротства должника – потенциальная «субсидиарка» того, с кого можно взыскать, или оплата чужого списания долгов.

Не давать в долг не панацея. При таком подходе реалии бизнеса вынудят уйти с рынка… Роскошь заключать сделки на своих условиях могут себе позволить только монополисты или только те, кто продает действительно уникальный и ооочень нужный продукт.

С помощью проверки деловой репутации контрагента вы узнаете:

С помощью проверки деловой репутации контрагента вы узнаете:

Соответствие полного и сокращенного названия информации в ЕГРЮЛ;

Данные о местонахождении компании, ее юридический адрес, негатив по адресу (не  находится ли по адресу массовой регистрации, не числится ли в списках, не находящихся по адресу);

Размер уставного капитала и заявленные в реестре виды деятельности;

Информацию по активам компании и их обременениях;

Сведения об истории изменений в учредительных документах, наличии корпоративных конфликтов;

Проверка данных о проводимых исполнительных производствах в отношении контрагента и др.

Информацию о должностных лицах (учредители и руководитель, наличие «негативного следа»: завершенных банкротств с неудовлетворенными требованиями, опыта применения альтернативной ликвидации и их вариаций, так называемой «упрощенной ликвидации, налоговой» недействующего юр. лица);

Таким образом, организация оценивается как минимум по четырем критериям:

про­дол­жи­тель­ность
ра­бо­ты;

име­ю­щи­е­ся
ак­ти­вы;

за­кон­ность
предо­став­ле­ния
то­ва­ров и/или услуг;

под­твер­жде­ние
пол­но­мо­чий пред­ста­ви­те­лей
ор­га­ни­за­ции.

В проверку входят дополнительные мероприятия, которые применяются в зависимости от первоначальных данных.

Обращаем внимание, мы имеем возможность получения информации, в том числе по иностранным контрагентам. Срок предоставления информации зависит от страны резидентства вашего контрагента.

Зачем проверять контрагентов?

На первоначальную проверку уходит гораздо меньше времени и средств, нежели на разбирательства в суде. Из пустой коробочки денег не вытрясешь. Но мало того, что вы можете потерять деньги из-за того, что предоплаченный товар вам не поставят. Или поставят, но через полгода будет некому его ремонтировать. Или наоборот, не оплатят вам за выполненную работу. У вас еще и налоговая инспекция может не принять сделку для целей налогообложения. Если суд решит, что организация не обращала внимания на очевидные факты, свидетельствующие о неблагонадежности юридического лица (следовательно, не проявила должной осмотрительности при выборе), то уменьшения налоговой базы от результата работы с поставщиком не ждите. К вашей организации могут быть применены штрафные санкции за неверно поданную налоговую отчетность.

Консультация