Сохраняю деловую репутацию и укрепляю
партнерские отношения без участия судебных
инстанций.

Досудебное урегулирование споров

Досудебное урегулирование споров

Сохраняю деловую репутацию и укрепляю
партнерские отношения без участия судебных
инстанций.

Претензия, как способ разрешения конфликта

При заключении договора стороны стараются предусмотреть все необходимее условия, чтобы избежать впоследствии, избежать недопонимания и споров. Но всего не предусмотришь, и в ходе исполнения договорных обязательств жизнь вносит свои коррективы, в т.ч. по ситуациям, которые бы и в голову не пришли.

Направление претензий наряду с деловой перепиской, переговорами, подачей заявлений и запросов является одним из способов досудебного урегулирования спорных вопросов до обращения в суд.

Направление претензии направлено, позволяет достигнуть следующих целей:

зафиксировать факт выявления нарушения обязательств и наличие возражений по данному обстоятельству;

стимулировать контрагента исполнить нарушенное обязательство;

выяснить позицию по имеющемуся спорному вопросу.

продемонстрировать серьезность возражений по факту нарушение и намерение защищать нарушенное.

В отличие от остальных способов досудебного урегулирования направление претензии является способом, который признается законом, как соблюдение досудебного порядка, позволяющего инициировать судебное разбирательство.

Обращаем внимание: с 01 июня 2016 спор из гражданских правоотношений может быть передан на разрешение арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию.

Не требуют соблюдения претензионного порядка обращения в суд по искам:

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный
срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- дел о несостоятельности (банкротстве);
- дел по корпоративным спорам;
- дел о защите прав и законных интересов группы лиц;
- дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.

Обращаем внимание:

Не все споры, связанные с корпоративными отношениями могут считаться корпоративными, так взыскание долга за проданные акции или доли не является корпоративным спором, а значит подпадает под обязательный порядок.

Соблюдать досудебный порядок по требованиям, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по-прежнему требуется лишь в случаях установленных законом и согласованных сторонами.

В арбитраже претензия не требуется, если заявитель обращается в арбитражный суд за выдачей судебного приказа по требованиям из гражданско-правовых отношений, Постановление Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 62. Напоминаем, обратиться за судебным приказом в силу ст. 229. 2 АПК РФ можно по делам, в которых:

1.

Требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает четыреста тысяч рублей;

2.

Требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает четыреста тысяч рублей;

3.

Заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

В связи с высокой вероятностью отмены судебного приказа, несмотря на то, что получить приказ можно быстро и госпошлина и судебные расходы по данной категории ниже, чем по исковому производству мы рекомендуем взыскивать долги в рамках приказного производства.

Напоминаем, судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в течение десяти дней со дня его получения должником будут поданы возражения относительно исполнения судебного приказа. Возражения могут подаваться формально и при этом являться достаточными для отмены судебного приказа. Таким образом, вероятность не эффективного просуживания в приказном производстве существенна.

Учитывая вышеизложенного при наличии актов сверок расчетов, гарантийных писем и иных документов, подтверждающих долг, мы рекомендуем отдавать предпочтение взысканию долга в упрощенном производстве.

Сокращаем сроки рассмотрения претензий

Спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные сроки не установлены законом либо договором. Данное положение прямо указано в п. п. ст. 5 ст. 4 АПК РФ. Таким образом, претензионный порядок нельзя отменить, но можно сократить сроки, внеся в текст договора соответствующую оговорку.

Требований к формулировке условия договора об обязательном претензионном порядке урегулирования спора или изменения сроков в законодательстве нет. Изменение срока и порядка рассмотрения претензионных писем, как правило, осуществляется по тексту договора, реже в приложениях к нему или отдельных соглашениях о претензионном порядке урегулировании споров. Во избежание споров распространяется ли действие соглашения на тот или иной конкретный договор мы рекомендуем включать формулировки по досудебному регулированию именно в текст договора.

Последствия отсутствия претензии

При несоблюдении претензионного порядка арбитражный суд на основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ выносит определение о возвращении искового заявления. На практике же чаще всего поданные иски остаются без движения, и сторонам предоставляется срок для предоставления документов подтверждающих соблюдение претензионного порядка. В случае если суд ошибочно примет иск, по которому не был соблюден претензионный порядок, то указанное исковое заявление на основании п 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ будет оставлено без рассмотрения.

Обращаем внимание:

в случае обращения истца с требованием о взыскании с должника, как основного долга, так и неустойки претензионный или иной досудебный порядок должен быть соблюден по отношению к каждому из требований. Справедливость данного подхода подтверждена в судебной практике, см. например Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А72-3956/2012 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу N А12-24758/2014 и др.

Указанное вовсе не означает, что требуется направить две и более (по числу требований) претензий. Для признания досудебного порядка урегулирования спора соблюденным, в претензии достаточно указания на обязанность должника уплатить, помимо суммы основного долга, неустойку. См. например Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2009 по делу N А43-10805/2009, ФАС Уральского округа от 20.05.2011 N Ф09-2788/11-С3 по делу N А60-33501/2010-С9.

Способ отправки претензии

Закон не содержит конкретных требований по направлению претензионных обращений. В любом случае выбранный Вами способ должен обеспечить возможность предоставления в суд документов подтверждающих соблюдение претензионного срока.

В договоре можно установить любой удобный способ: нарочная доставка претензии в офис контрагента сотрудником взыскателя или курьерской службой, доставка ценным письмом с описью вложения, электронная почта, телеграмма и т.д.

Мы рекомендуем избегать в договоре формулировок о возможности доставки претензионных обращений заказными письмами, электронной почтой или факсом так эти способы открывают широкие возможности для злоупотреблений и фактического неполучения претензии стороной отправителем. Это и вариации отправок чистых листов или не связанных с претензиями документов и вариации некорректного написания адресов и многие другие способы, которыми удивляет и изобилует правоприменительная практика. Электронная почта и факсы помимо вариантов откровенных злоупотреблений обладает такими недостатками как вероятность претензии «проваляться» незамеченной или недооцененной у рядового менеджера компании. Бумажные письма, в большинстве своем все таки проходят через секретаря и руководителя компании.

Прописывая претензионный порядок, следует помнить о данном обстоятельстве, так как взыскивать можете не только Вы, но и с Вас. Например, поставщику товара может быть предъявлено требование по качеству или о возврате не освоенного аванса.

Что делаем мы?

В течение 1-2 рабочих ней с момента предоставления информации о нарушении и контрагенте мы подготовим документы, направленные на обеспечение соблюдения досудебного урегулирования.

При взыскании долга в рамках досудебной стадии:

1.

Мы подготовим текст претензии содержащей требование об оплате суммы задолженности и проинформируем должника о негативных последствиях игнорирования требования и предложим должнику погасить долг в срок, не превышающий 3-7 дней, если иной срок не предусмотрен действующим законодательством или условиями Вашего договора;

2.

Мы самостоятельно отправим текст указанной претензии, в рамках предоставленных Вами полномочий, обеспечив соблюдение всех необходимых требований действующего законодательства, чтобы в случае игнорирования претензии должником эффективно предъявить иск;

3.

Мы самостоятельно отследим сроки досудебного урегулирования и факт получения претензии или ее возврата в Ваш адрес по причине истечения сроков хранения (возврат претензии, не препятствует предъявлению иска).

Консультация